"...Понятие «Кризис» каждый из нас воспринимает по-своему. Бытует мнение, что в большинстве случаев «Кризис мы создаем сами в наших головах». В большей степени я согласен с этим мнением. Да, конечно, бывают ситуации, когда возникают обстоятельства непреодолимой силы, с которыми мы сталкиваемся. И это особенно актуально сейчас. Сферы продаж, услуг, производства общественного питания, которые были настроены на традиционные способы реализации своих продуктов, больше других страдают от резкого спада, а возможно и полного исчезновения спроса. Потому как ни одна сфера без клиента существовать не сможет и это логично. Что тогда, крах? Конец?….... Ни в коем случае!

Давайте порассуждаем немного. А если посмотреть на кризис по-другому? Сейчас мы нередко наблюдаем картину - одни теряют, а другие зарабатывают больше, чем в докризисный период. Скажете – повезло, товар пользуется спросом? Хочу привести один пример. Мой знакомый таксист из Вологды, сидя дома, сетовал: "... бесполезно выезжать на заказ т.к. больше сотни рублей сейчас не заработать т.к. все сидят дома. Не знаю, что и делать?"
Я спросил у него: «А ты думал над тем, как изменить функцию твоего бизнеса с точки зрения актуальных потребностей клиента? В чем сейчас состоит ценность твоего продукта? Чем сейчас занимаются люди, сидя дома?»

И мы начали перечислять: готовят еду, делают ремонт, прибираются, интенсивнее участвуют в образовании детей. Так мы составили перечень его возможностей: доставка продуктов, стройматериалов (по списку), канцелярских принадлежностей. Помощь в безопасной транспортировке по неотложным делам, возможно, создать целый маршрут по потребностям потенциальных клиентов.
Это пример того, как в наших головах «развернуть» восприятие кризиса в новые ценные возможности.

Многие сейчас мыслят в рамках своих существующих функций, привычных по восприятию и опыту.
Мы считаем, что любой кризис — это возможность для того, чтобы пересмотреть свои подходы, оценить эффективность, выйти на новые рубежи и открыть новые горизонты..."

Поэтому, в Центре развития бережливых технологий мы приняли ряд антикризисных мер до 2021 года:

1. Издавать публикации, в которых будем делиться с Вами нашими знаниями, навыками и кейсами по антикризисным мерам в бизнесе.
2. Консультировать Вас по темам:
- Идеи и новые продукты для Ваших клиентов,
- Бережливый подход на предприятии в кризисный период.
- Азы проектного управления, залог выхода из кризиса.

Кризис
с точки зрения подходов применяемых ЦРБТ?

Рыбин Егор Николаевич
Директор Центра развития бережливого производства г. Череповец. Эксперт-консультант по бережливому подходу, Дизайн-мышлению, Теории решения изобретательских задач (далее-ТРИЗ).
Проконсультировать
Для производственной сферы (в период спада) целесообразно оценить эффективность процессов с точки зрения "8 видов потерь". Если предприятие продолжает работать, следует оценить эффективность текущих процессов, для этого не требуется большая команда, достаточно 2-3 человека.
1. Начните с малого участка в основном потоке производства.
2. Проведите ряд наблюдений и опишите его текущее состояние, посчитайте, сколько вы теряете с точки зрения 8 видов потерь. Например, сколько времени ваши полуфабрикаты находятся в периоде ожидания, какие объемы этих запасов, сколько времени ваши работники тратят на лишние перемещения и транспортировки и т.д.
3. Подумайте, что можно улучшить в данном процессе и, на основании выводов, сформируйте целевое состояние, которого хотите достичь.
4. Разработайте план реализации и проведения экспериментов. В этом Вам помогут инструменты диагностики: хореография движения, хронометраж, анализ 7 циклов, интервью, карта потока создания ценности, диаграммы выравнивания загрузки, визуализация ключевых показателей эффективности, обходы по оценке эффективности организации рабочих мест.
5. На этапе улучшений Вы можете оценить эффективность инструментов: 5С, поток в одно изделие, управляемый запас (супермаркет), точка планирования, визуальное управление,
- производственная ячейка, система сигналов (канбан), встроенное качество (Дзидока), работа малых группах по системе Кайдзен.
Начинать следует с работы со своей психологической инерцией.
В этом Вам помогут инструменты: работы с парадигмами, развитием творческого воображения, техники "Генерации идей", "Системный оператор".
При решении задач помогут инструменты: формирования и решения противоречий, "Вепольный анализ", "Теория развития технических систем".
ТРИЗ
В кризис важно уметь своевременно определять актуальную потребность. Поймать и держать "волну" потребительского спроса, которая позволит получать стабильный доход в этот период.
С точки зрения "Дизайн - мышления" (далее-ДМ) кризис формирует очень интересную ситуацию для бизнеса. Все, кто сможет увидеть новые возможности и предложить не тривиальные решения, получит выгоду.
Для правильного определения актуального потребительского спроса следует начинать с самого важного этапа - "ДМ-эмпатия", применяя его инструменты: карта стейкхолдеров, наблюдения, глубинное интервью, карта пути пользователя, "Мокасины пользователя".
Затем, следует этап "Разработки решения" и Вам помогут не менее ценные инструменты: техники генерации идей, прототипирование, тестирование.
Дизайн-мышление
1
2
3
Какие методы и инструменты применять?
4
Проектное управление целесообразно рассматривать как комплекс методов и инструментов оздоровления бизнеса/предприятия. Потому как содержит 4 базовых критерия успешности, а именно - верное соотношение времени, ресурсов, качества, объема работ.
Данные пункты проектного подхода помогут Вашему бизнесу стать стабильнее во время кризиса:
1. Экспертная оценка, сбор и анализ данных вашего предприятия/бизнеса для определения проблемы и выявления корневых причин - почему так сильно кризис дестабилизирует Ваше предприятие.
2. Сформулировать цель, продукт, критерии, показатели успешности реализации проекта направленного на решение проблемы и стабилизацию вашего предприятия.
3. Сформировать оптимальный календарный план достижения цели Вашего проекта, применив "декомпозицию пунктов работ", либо метод "набегающей волны", scrum метод, определить созависимость работ и выявить критический путь.
4. Определить бюджет затрат и объем ресурсов для достижения цели проекта согласно разработанному Вами плану.
5. Определить, зафиксировать риски проекта. Составить план реагирования в случае их осуществления.
6. Определить все заинтересованные стороны в успешной реализации вашего Проекта, разработать стратегию взаимодействия с ними. Сформулировать структуру и ролевую модель участников команды реализующих ваш Проект.
7. Сформулировать - как ваш Проект и его результат повлияют на развитие бизнеса/предприятия в дальнейшем (после его завершения).
8. Спланировать управление, контроль, средства и каналы коммуникации, перечень отчётов для успешной реализации Проекта.
9. Запланировать, реализовать, управлять вашим Проектом для получения положительного эффекта вопреки любому кризису.
Проектное управление
Бережливый подход
Проектного управления
1. Соблюдать последовательность фаз реализации проекта: инициирование, планирование, реализация, завершение, постпроектная фаза.
2. Контроль за: реализацией календарного плана Проекта, соблюдением бюджета затрат и ресурсов, своевременным управлением Проектом.
3. Сформировать сильную и эффективную команду для реализации вашего Проекта. Эффективно управлять ею.
4. Учитывать риски и своевременно на них реагировать.
Важно учитывать
применяя методы и инструменты
Дизайн-мышления и ТРИЗ
Бережливого подхода
Вам потребуются:
1. инструменты оценки текущего состояния,
2. инструменты повышения эффективности.
Применение этих инструментов может повлечь за собой пересмотр систем: коммуникации, мотивации, ключевых показателей эффективности.
Следует учитывать следующий порядок применения инструментов: эмпатия, фокусировка, разработка решения, тестирование решения.
"Мой идеал современного сильного мудреца — это человек, преобразующий страх в благоразумие, боль в информацию, ошибки в инициативу, желание в действие".

Made on
Tilda